Такую сравнительную параллель или, скорее, жёсткий перпендикуляр проводит Дима Зицер в единственной главе, посвящённой школе, в книге «Свобода от воспитания».
Книга «Свобода от воспитания» ожидаемо не о воспитании детей, и даже не о воспитании родителей. Она о том, как мы оказываемся в тисках так называемого «воспитательного процесса». Она о том, как вернуть (или по крайней мере не терять) радость общения со своими детьми и родителями, как избавиться от своего внутреннего вечно недовольного воспитателя и предоставить самому себе свободу прислушиваться к ребёнку, а ребёнку — быть уверенным в вас.
Книга Димы Зицера — это задорные мысли и вопросы о жизни и отношениях между близкими людьми, и о школе автор писать особо не планировал, в чём и признаётся в самом начале главы. Но избежать этой темы сегодня почти невозможно, поскольку подавляющему большинству детей в течение 11 лет в школу ходить всё же приходится. Ходить туда, где нужно сидеть, молчать, разговаривать только по подъёму руки и учиться соблюдать странные правила, которые потом нигде в жизни соблюдать не придётся.
С любезного разрешения издательства «Питер» публикуем выдержки из главы «Первое сентября как похороны» в книге «Свобода от воспитания».
Школа — не для детей
К кому обращена речь директора школы? Уж, конечно, не к тем, кто в первый класс пришёл. Речь виновнику торжества обычно совсем непонятна. Он, бедный, занят тем, чтобы выжить в этой жёсткой ситуации. Цветы, призванные скрасить отрицательные ощущения, не слишком помогают. Они, конечно, добавляют пафоса, но при этом окончательно запутывают как детей, так и учителей.
Не как к институту, созданному для человека и призванному быть комфортным, гуманным, мягким, помогающим наиболее удобным способом познавать мир и самого себя, а как к неизбежному злу, которое уж лучше воспринимать с известной долей ностальгической симпатии. Себе дороже. «Когда уйдём со школьного двора-а-а-а...»
Счастье — настоящее счастье — будет, когда уйдём. Но пока обманем собственный детей. «О, школа — это прекрасная пора...» Нет, никакая не прекрасная. Возможно, неизбежная. Но совершенно точно — тяжёлая, часто унизительная, требующая понимания и поддержки. Подумайте, готовы ли вы дать эту поддержку, заменив ею тупой восторг и умиление?
Школа — это неинтеллигентно и неправильно
Школьнику предстоит узнать многое: чтобы разговаривать, нужно поднимать руки; чтобы поздороваться, нужно не «здравствуйте» говорить, как до этого учили, а молча встать.
Это всё зачем? Врём про то, что «так вести себя интеллигентно и правильно», а на самом деле большинство учителей просто не умеют организовать учебный процесс, не «вырубая» детей. Вот и поднимают они руки уже в шесть лет, и встают вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятьями. Дети строем входят в систему, которая и доведёт их до полного личностного нивелирования. Во всяком случае, очень постарается.
Школа — это страшно
Ну, например, разве это удобно — учиться группой в 30-40 человек, которые смотрят в затылок друг другу? В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку «лицо к спине», лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и прочее. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это?
Помните первый класс? Слова учителя: «Ну-ка подравнялись, правый ряд — закрыли рты, левый — на меня смотреть, полная тишина... А теперь тихонечко сели...» Это как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Вернее, вести себя именно так от него требует система.
Он может только выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение, даже на саму концепцию собственного поведения. Глядя в затылок впередисидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле — труднее думать. Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он.
«Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!» Вспомнили? Не страшно?
Школа — не для личности
Возьмём, к примеру, одну школьную тему. Признаком чего является шум в классе? Классический ответ: признаком того, что ученикам неинтересно... А на деле всё наоборот. Когда нам интересно, мы шумим, обсуждаем, высказываем своё мнение. (Вспомните любую вечеринку, встречу с друзьями). Чтобы принять материал, нам необходимо его обсудить, «присвоить».
Сама система современных образовательных учреждений, к несчастью, устроена антиличностно. Предположим, человек хотел бы посидеть и подумать. Но в этот момент объявлен перерыв — все встают и выходят. Как быть?
Или наоборот: скажем, чтобы сосредоточиться, кому-то необходимо походить назад и вперёд, однако он обязан сидеть сиднем. Или ещё: кто-то в пять лет может заниматься математикой на протяжении 30 минут, а кому-то достаточно 15, а если дольше — ступор.
Мне могут возразить: «Но ведь нельзя же построить систему, которая будет учитывать склонности каждого». Ещё как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах. Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей — формирование умения взаимодействовать с современным миром и способности выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения.
Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к нынешним условиям (то есть не начнёт реагировать тем или иным способом на рамки постмодернизма), системы образования рухнут, как карточные домики. Давление на человека в детском саду и школе в настоящее время достигло наивысшей точки. Пора думать и меняться...
Оригинал статьи: https://newtonew.com/school/dima-zicer-pervoe-sentyabrya-kak-pohorony
Книга Д. Зицер "Свобода от воспитания" доступна тут https://www.piter.com/collection/all/product/svoboda-ot-vospitaniya
Комментарии: 0
Пока нет комментариев